вернутся назад поделится

Конспекты уроков

Технологическая карта урока
1. Ф.И.О. студента: Фомина Анастасия Николаевна
2. Класс: 2 «Б» Дата: 19.09.18 Предмет: литературное чтение
3. Тема урока: русская народная сказка «У страха глаза велики»
4. Цель урока: познакомить учащихся с народной сказкой «У страха глаза велики»;
формировать навыки выразительного чтения; совершенствовать умение делить текст на части; развивать внимание, память, речь, мышление, воображение.
5. Предметные результаты: формирование умения читать целыми словами; различать жанры устного народного творчества; характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; находить слова для характеристики героев; определять идею сказки.
А) Познавательные УУД: формирование умения анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника); умение выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;
Б) Регулятивные УУД: осознание смысла и назначение позитивных установок на успешную работу; умение фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке.
В) Коммуникативные УУД: формирование умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; умение оценивать события, описываемые в произведении.
Г) Личностные УУД: формирование умения оценивать под руководством учителя поступки героев произведения и свои собственные с точки зрения моральных ценностей.

Структура урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний

3. Открытие новых знаний.

4. Закрепление знаний.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

6. Домашнее задание.

Деятельность учителя

1. Организационный момент. – Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Мы с вами будем встречаться каждую среду и четверг. - И сегодня урок по литературному чтению проведу у вас я, а зовут меня Анастасия Николаевна. - Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. - Ребята, я не зря прочла данное стихотворение, потому что на сегодняшнем уроке, мы с вами очень хорошо поработаем и узнаем много интересного и нового. Приветствие. Готовность детей к предстоящей работе. Прослушивание стихотворения, просмотр слайда.

2. Актуализация знаний

- Чтобы узнать с каким жанром художественного произведения мы будем сегодня работать, я вам предлагаю прослушать замечательную песню (звучит мелодия песни «Сказки гуляют по свету»). - Кто скажет с каким жанром художественного произведения мы будем работать? (На слайде появляется слово – «сказка».) - Ребята, скажите, а какая это сказка, когда одни придумали, другой добавил, третий продолжил…? - Все народы любят сочинять сказки. Не исключение и наш народ. Сегодня мы познакомимся со сказкой, созданной нашим народом, а значит это будет русская сказка. (На слайде появляется запись «Русская народная сказка) - И для того, чтобы узнать название сказки, с которой мы сегодня познакомимся, я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Слова рассыпались». На доске на карточках представлены слова не по порядку, ваша задача составить из этих слов предложение. Кто попробует выйти к доске и составить предложение из слов?

- Давайте прочтём в слух, что у нас получилось?
- Ребята, а что такое страх?
- А что значит «глаза велики»?
- Ребята, мы с вами уже знакомились с жанрами фольклора.
- Вспомните о каких жанрах вы уже говорили на уроках?
- Как вы думаете наше название сказки может подойти к какому-нибудь из перечисленных жанров?
- А пословица нас всегда чему- то учит. Чему же учит нас наша пословица, мы узнаем в конце урока,
когда прочтём эту замечательную сказку.
- Итак, тему нашего урока мы определили, а теперь давайте подумаем, что мы будем делать на уроке, чему научимся?
- Ребята, мы познакомимся со сказкой, будем выразительно читать, делать словарную работу, если встретятся незнакомые слова, работать с текстом, находить в нем ответы. А самое главное узнаем, чему же учит нас данная сказка.
- Со сказкой.
- Народная.
- У страха глаза велики.
- Когда бояться.
- Значит большие.
- Басня, песенка, потешка, скороговорка, пословица.
- К пословице.
Предлагают свои ответы. Ф

3. открытие новых знаний

- Откройте свои учебники на 35-й странице. С чего начинается наша сказка?
- Как еще может начинаться сказка?
- Ребята, учебник непросто так вас хочет познакомить с данной сказкой, а ещё в добавок к этому мы будем учиться работать с текстом. И для начала я вам предлагаю прослушать по аудио записи полностью сказку, а затем прочесть её самим. Так мы учимся читать грамотно и выразительно.
- Ребята, скажите кому понравилась сказка?
-Какой момент сказки вам наиболее запомнился?
-Что вызвало у вас смех?
- Каких героев в сказке вы услышали? Почему их так назвали?
- Давайте прочтём сказку по цепочке.
- Ребята, какого размера вёдра были у героев сказки?
-Почему разный размер ведер у героев сказки?
Продолжаем чтение.
- Ребята, а что означает слово напёрсточек?
- Наперсток - колпачок, надеваемый на палец при шитье для предохранения пальцев от уколов иголкой.(Высвечивается на слайде)
- Скажите, прочитав данный абзац, кто откуда брал воду?
- Все ли слова знакомы вам?
(Колода - род деревянного корыта - бревно с выдолбленной серединой. Колодец - укрепленная срубом узкая, глубокая яма для получения воды.) - Как можно назвать наших героев, соединив слова « вода» и «носить» ?
Как плещется вода в ведре у бабушки? (у внучки, курочки, мышки) - Как вы думаете, у кого самые короткие и быстрые шаги?
- Зачем понадобилось рассказику использовать такие необычные слова: трё-ё-х, плё-ё-х! — трёх! плёх!— трёх-трёх! плёх-плёх! — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!
Продолжаем чтение.
- Что же случилось с героями сказки когда они пошли за водой?
- Ребята, а сейчас внимательно посмотрите на слайд, на слайде представлены наши герои и те животные и люди, кого наши герои испугались. Ваша задача, соотнести их.
- Почему героям привиделись именно эти животные и люди?
- Ребята, а теперь внимательно посмотрите и прочитайте в тексте предложение, в котором объясняется поведение наших героев.
- А можно ли назвать данное предложение пословицей? Почему? О чём она нам говорит?
-Были ли у вас случаи, когда вы, в темноте принимали один предмет за другой?

4. Закрепление знаний

1. Работа над содержанием текста сигнальными карточками
-А теперь я узнаю, насколько вы были внимательными при чтении сказки. Учитель задает вопрос, дети поднимают карточки ( если ответ «да»- зеленую карточку, если « нет»- красную.)
-Водоносы шли через огород? +
-В огороде росла слива? –
- Под яблонькой сидел зайка?+
-Зайка прыгнул водоносам в руки?-
- Бабушка упала на лавку?+
-Внучка испугалась волка?+
-Мышка испугалась медведя?-
- Мы молодцы?+
2. Работа с иллюстрацией.
-Что вы видите на картинке на 36-й странице в учебнике?
- Как вы считаете, какой момент сказки здесь изображен?
- Найдите в тексте эпизод, который лучше всего подходит к описанию данной иллюстрации, перечитайте его.
3. -Ребята, на слайде записаны пословицы. Найдите те пословицы, которые соответствуют сказке.
Где ум, там и толк. У страха глаза велики Кто вчера солгал, тому завтра не поверят. Робкого тень страшит.
- Почему они подходят к нашей сказке?
- Вот такую замечательную народную сказку мы с вами прочли. Давайте определим, о чем же рассказывалось в сказке?
- А, как по другому можно это назвать?
- Совершенно верно и это сказка ещё и бытовая.
- Мы сегодня познакомились с бытовой сказкой «У страха глаза велики».
- Еще мы определили, что название сказки - это пословица. Вначале урока я говорила, что мы выясним чему же учит нас эта пословица? Так чему же учит?
Выполнение детьми заданий после чтения.
- У страха глаза велики. Робкого тень страшит.
- Пословицы говорят о том, что от страха человек может представить даже то, что на самом деле нет.
- О повседневной жизни.
- Быт.
- Не поддаваться своим страхам, быть смелым, уметь побеждать свой страх. Если чего- то испугались надо подумать на самом ли деле это так страшно. Страх мешает нам жить, не нужно всего бояться. Ф

5. Подведение итогов. Рефлексия.

- Ребята, наш урок подходит к завершению. Скажите, понравилась ли вам сказка? Какой эпизод больше всего?
- Что вы нового узнали для себя?
- Какие пословицы вы можете выделить из сказки?
- Что вы можете рассказать дома родителям об этой сказке?
- Ребята, на ваших столах лежат пустые карточки, я предлагаю на них нарисовать смайлики, грустный – если вам было трудно сегодня работать и не понятно, сказка не вызвала интереса. А весёлый смайлик, если вам сказка понравилась и вы узнали очень многое и интересное.

6. Домашнее задание.

- Откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Вопросы 7, 8 на стр. 38-й.
- Мне было с вами очень приятно работать. Спасибо вам за урок, до новых встреч!

Деятельность ученика

1. Организационный момент.
– Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Мы с вами будем встречаться каждую среду и четверг.
- И сегодня урок по литературному чтению проведу у вас я, а зовут меня Анастасия Николаевна.
- Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте.
- Ребята, я не зря прочла данное стихотворение, потому что на сегодняшнем уроке, мы с вами очень хорошо поработаем и узнаем много интересного и нового. Приветствие. Готовность детей к предстоящей работе.
Прослушивание стихотворения, просмотр слайда. Ф 2. Актуализация знаний - Чтобы узнать с каким жанром художественного произведения мы будем сегодня работать, я вам предлагаю прослушать замечательную песню (звучит мелодия песни «Сказки гуляют по свету»).
- Кто скажет с каким жанром художественного произведения мы будем работать?
(На слайде появляется слово – «сказка».) - Ребята, скажите, а какая это сказка, когда одни придумали, другой добавил, третий продолжил…?
- Все народы любят сочинять сказки. Не исключение и наш народ. Сегодня мы познакомимся со сказкой, созданной нашим народом, а значит это будет русская сказка. (На слайде появляется запись «Русская народная сказка)
- И для того, чтобы узнать название сказки, с которой мы сегодня познакомимся, я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Слова рассыпались». На доске на карточках представлены слова не по порядку, ваша задача составить из этих слов предложение. Кто попробует выйти к доске и составить предложение из слов?
глаза У велики. страха - Давайте прочтём в слух, что у нас получилось?
- Ребята, а что такое страх?
- А что значит «глаза велики»?
- Ребята, мы с вами уже знакомились с жанрами фольклора.
- Вспомните о каких жанрах вы уже говорили на уроках?
- Как вы думаете наше название сказки может подойти к какому-нибудь из перечисленных жанров?
- А пословица нас всегда чему- то учит. Чему же учит нас наша пословица, мы узнаем в конце урока, когда прочтём эту замечательную сказку.
- Итак, тему нашего урока мы определили, а теперь давайте подумаем, что мы будем делать на уроке, чему научимся?
- Ребята, мы познакомимся со сказкой, будем выразительно читать, делать словарную работу, если встретятся незнакомые слова, работать с текстом, находить в нем ответы. А самое главное узнаем, чему же учит нас данная сказка.
- Со сказкой.
- Народная.
- У страха глаза велики.
- Когда бояться.
- Значит большие.
- Басня, песенка, потешка, скороговорка, пословица.
- К пословице.
Предлагают свои ответы. Ф
3. Открытие новых знаний. - Откройте свои учебники на 35-й странице. С чего начинается наша сказка?
- Как еще может начинаться сказка?
- Ребята, учебник непросто так вас хочет познакомить с данной сказкой, а ещё в добавок к этому мы будем учиться работать с текстом. И для начала я вам предлагаю прослушать по аудио записи полностью сказку, а затем прочесть её самим. Так мы учимся читать грамотно и выразительно.
- Ребята, скажите кому понравилась сказка?
-Какой момент сказки вам наиболее запомнился?
-Что вызвало у вас смех?
- Каких героев в сказке вы услышали? Почему их так назвали?
- Давайте прочтём сказку по цепочке.
- Ребята, какого размера вёдра были у героев сказки?
-Почему разный размер ведер у героев сказки?
Продолжаем чтение.
- Ребята, а что означает слово напёрсточек?
- Наперсток - колпачок, надеваемый на палец при шитье для предохранения пальцев от уколов иголкой.(Высвечивается на слайде)
- Скажите, прочитав данный абзац, кто откуда брал воду?
- Все ли слова знакомы вам?
(Колода - род деревянного корыта - бревно с выдолбленной серединой. Колодец - укрепленная срубом узкая, глубокая яма для получения воды.)
- Как можно назвать наших героев, соединив слова « вода» и «носить» ? Как плещется вода в ведре у бабушки? (у внучки, курочки, мышки)
- Как вы думаете, у кого самые короткие и быстрые шаги?
- Зачем понадобилось рассказику использовать такие необычные слова: трё-ё-х, плё-ё-х! — трёх! плёх!— трёх-трёх! плёх-плёх! — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!
Продолжаем чтение.
- Что же случилось с героями сказки когда они пошли за водой?
- Ребята, а сейчас внимательно посмотрите на слайд, на слайде представлены наши герои и те животные и люди, кого наши герои испугались. Ваша задача, соотнести их.
- Почему героям привиделись именно эти животные и люди?
- Ребята, а теперь внимательно посмотрите и прочитайте в тексте предложение, в котором объясняется поведение наших героев.
- А можно ли назвать данное предложение пословицей? Почему? О чём она нам говорит?
-Были ли у вас случаи, когда вы, в темноте принимали один предмет за другой?
- Сказка начинается: жили-были.
- В некотором царстве, случилось это давным давно и т.д
Прослушивание аудио сказки.
Высказывание детей.
- Бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка, мышка-норушка.
- Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсток.
- Каждый размер ведра был равен размеру героя.
- Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек.
- Это для нас новое слово.
- Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца. Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!
- Водоносы.
- У мышки
- Вот раз пошли они за водой. Воды набрали, идут домой через огород.
А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп — и зайке в лоб! Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги. Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабка охает:
— Ох! Медведь огромный меня чуть не задавил!
Внучка плачет: — Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!
Курочка на печке кудахчет: — Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!
А мышка из-под печки пищит: — Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!
- А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает: «Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками, как только меня ноги унесли!» Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».
- Когда они возвращались домой, им под ноги прыгнул заяц, и они испугались.
- Дети отвечают, соотнося картинки с героями сказки.
- Потому что они их боялись.
- «У страха глаза велики: чего нет, и то видят»
- От страха человек может представить даже то, что на самом деле нет.
(Ответы детей) 4. Закрепление знаний.
1. Работа над содержанием текста сигнальными карточками.
-А теперь я узнаю, насколько вы были внимательными при чтении сказки.
Учитель задает вопрос, дети поднимают карточки ( если ответ «да»- зеленую карточку, если « нет»- красную.)
-Водоносы шли через огород? +
-В огороде росла слива? –
- Под яблонькой сидел зайка?+
-Зайка прыгнул водоносам в руки?-
- Бабушка упала на лавку?+
-Внучка испугалась волка?+
-Мышка испугалась медведя?-
- Мы молодцы?+
2. Работа с иллюстрацией.
-Что вы видите на картинке на 36-й странице в учебнике?
- Как вы считаете, какой момент сказки здесь изображен?
- Найдите в тексте эпизод, который лучше всего подходит к описанию данной иллюстрации, перечитайте его.
3. -Ребята, на слайде записаны пословицы. Найдите те пословицы, которые соответствуют сказке.
Где ум, там и толк. У страха глаза велики Кто вчера солгал, тому завтра не поверят. Робкого тень страшит. - Почему они подходят к нашей сказке?
- Вот такую замечательную народную сказку мы с вами прочли. Давайте определим, о чем же рассказывалось в сказке?
- А, как по другому можно это назвать?
- Совершенно верно и это сказка ещё и бытовая.
- Мы сегодня познакомились с бытовой сказкой «У страха глаза велики».
- Еще мы определили, что название сказки - это пословица. Вначале урока я говорила, что мы выясним чему же учит нас эта пословица? Так чему же учит?
Выполнение детьми заданий после чтения.
- У страха глаза велики. Робкого тень страшит.
- Пословицы говорят о том, что от страха человек может представить даже то, что на самом деле нет.
- О повседневной жизни.
- Быт.
- Не поддаваться своим страхам, быть смелым, уметь побеждать свой страх. Если чего- то испугались надо подумать на самом ли деле это так страшно. Страх мешает нам жить, не нужно всего бояться. Ф 5. Подведение итогов. Рефлексия. - Ребята, наш урок подходит к завершению. Скажите, понравилась ли вам сказка? Какой эпизод больше всего?
- Что вы нового узнали для себя?
- Какие пословицы вы можете выделить из сказки?
- Что вы можете рассказать дома родителям об этой сказке?
- Ребята, на ваших столах лежат пустые карточки, я предлагаю на них нарисовать смайлики, грустный – если вам было трудно сегодня работать и не понятно, сказка не вызвала интереса. А весёлый смайлик, если вам сказка понравилась и вы узнали очень многое и интересное. Высказывание детей.
Ф