вернутся назад поделится

MИК

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Лицей №136» имени Героя Российской Федерации Сидорова Романа Викторовича

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса
«Математика и конструирование»
4 класс (1-4)
на 2021 - 2022 учебный год

Составитель:
Фомина Анастасия Николаевна,
учитель начальных классов

Разработала:
Фомина Анастасия Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей № 136»

ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС
«МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ»

Пояснительная записка

Рабочая программа по факультативному курсу «Математика и конструирование» для 4 класса разработана на основе авторской программы М.И. Моро, Ю.М.Колягиной, М.А. Бантовой и др. «Математика». Москва, «Просвещение», 2009 г.
Курс «Математика и конструирование» рассчитан на 34 ч (1 ч в неделю).
Основные задачи, которые решает этот курс:
— существенное усиление геометрического содержания начального курса математики как за счет углубленного изучения того геометрического материала, который входит в программу основного курса, так и за счет его расширения (так, в курс включается изучение некоторых многогранников: прямоугольного параллелепипеда, куба, пирамиды, конуса, шара и др., строятся их модели, выполняются чертежи в трех проекциях и т. п.) и на этой основе решение задач углубления и расширения геометрических представлений и знаний учащихся;
— создание условий для формирования у детей графических умений и навыков работы с чертежными инструментами, для развития умений выполнять и читать чертежи, создавать модели различных объектов на основе изученного геометрического материала, а также условия для формирования элементов конструкторского мышления и усиления связи обучения с практической деятельностью учащихся.
Содержание программы:
Прямоугольный параллелепипед-6ч.
Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоугольного параллелепипеда: грани, ребра, вершины. Свойства граней и ребер прямоугольного параллелепипеда. Развертка прямоугольного параллелепипеда. Куб-13ч.
Куб. Элементы куба: грани, ребра, вершины. Свойства граней и ребер куба. Развертка куба. Изготовление каркасной модели прямоугольного параллелепипеда (куба). Вычерчивание развертки и изготовление модели прямоугольного параллелепипеда (куба). Изготовление модели куба сплетением из трех полосок, каждая из которых состоит из пяти равных квадратов. Изготовление моделей объектов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда (платяной шкаф, гараж). Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях.
Соотнесение модели, развертки и чертежа прямоугольного параллелепипеда (куба). Вычерчивание в трех проекциях простых композиций из кубов одинаковых размеров.
Осевая симметрия-3ч.
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более оси симметрии. Вычерчивание фигур, симметричных заданным, относительно заданной оси симметрии. Цилиндр, шар, сфера-10ч.
Знакомство с прямым круговым цилиндром, шаром, сферой. Развертка прямого кругового цилиндра. Изготовление моделей цилиндра. Изготовление моделей шара. Изготовление моделей объектов, имеющих форму цилиндра (подставка для карандашей; дорожный каток). Изготовление набора «Монгольская игра» и его использование для построения заданных фигур. Изготовление способом оригами героев сказки «Лиса и журавль».
Диаграмма-2ч. Знакомство с диаграммами: изображение данных с помощью столбчатых диаграмм, чтение диаграмм, дополнение диаграмм данными.
Геометрический материал курса выстраивается в последовательности постепенного увеличения числа измерений в изучаемых геометрических фигурах: точка, линии, плоскостные фигуры, пространственные тела и многогранники.
Практическая деятельность учащихся включает в себя следующие основные этапы: — изготовление чертежа и модели изучаемой геометрической фигуры;
— работа с чертежом или изготовленной моделью с целью выявления основных свойств изучаемой фигуры и обобщения полученных результатов;
— фиксация полученных результатов одним из способов: вербальным, графическим или практическим — и их использование для выполнения последующих заданий;
— изготовление объектов по рисункам, чертежам, технологическим картам, выполнение чертежа по рисунку или готовому объекту.
Логика изложения, содержание обучения, перечень контрольных работ рабочей программы в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету, поэтому в программу не внесено изменений.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ:

Учащиеся должны знать:
названия геометрических тел: куб, параллелепипед. Цилиндр, шар, сфера; количество вершин, углов, граней; находить объем тела и общую площадь поверхности тела; соотносить модели, развертки и чертежа геометрических тел.
Учащиеся должны уметь:
- изготавливать чертеж и модель изучаемой геометрической фигуры; br - работать с чертежом или изготовленной моделью с целью выявления основных свойств изучаемой фигуры и обобщения полученных результатов;
- фиксировать полученные результаты одним из способов: вербальным, графическим или практическим — и использовать их для выполнения последующих заданий;
- изготавливать объекты по рисункам, чертежам, технологическим картам, выполнять чертеж по рисунку или готовому объекту.

Содержание программы

Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоугольного параллелепипеда:
грани, ребра, вершины. Свойства граней и ребер прямоугольного параллелепипеда. Развертка прямоугольного параллелепипеда.
Куб. Элементы куба: грани, ребра, вершины. Свойства граней и ребер куба. Развертка куба. Изготовление каркасной модели прямоугольного параллелепипеда (куба).
Вычерчивание развертки и изготовление модели прямоугольного параллелепипеда (куба). Изготовление модели куба сплетением из трех полосок, каждая из которых состоит из пяти равных квадратов.
Изготовление моделей объектов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда (платяной шкаф, гараж).
Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях.
Соотнесение модели, развертки и чертежа прямоугольного параллелепипеда (куба).
Вычерчивание в трех проекциях простых композиций из кубов одинаковых размеров.
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более оси симметрии.
Вычерчивание фигур, симметричных заданным, относительно заданной оси симметрии.
Знакомство с прямым круговым цилиндром, шаром, сферой.
Развертка прямого кругового цилиндра.
Изготовление моделей цилиндра.
Изготовление моделей шара.
Изготовление моделей объектов, имеющих форму цилиндра (подставка для карандашей; дорожный каток).
Изготовление набора «Монгольская игра» и его использование для построения заданных фигур.
Изготовление способом оригами героев сказки «Лиса и журавль». Знакомство с диаграммами: изображение данных с помощью столбчатых диаграмм, чтение диаграмм, дополнение диаграмм данными.

Учебно-методическое обеспечение

Литература
1. С. И. Волкова. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование»: 1-4 кл. Пособие для учителя/ С. И. Волкова. М.: Просвещение, 2007
2. Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. – М, Омега, 1994. –256с.
3. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. –Ярославль: Академия развития, 1997. –240 с.
4. Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: математика. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина; -Ярославль: Академия развития, 2006. –240
Материально-технические средства:
треугольник, циркуль, карандаш, цветная бумага, картон, клей, объемные геометрические тела (цилиндр, шар, конус, куб)