вернутся назад поделится

Литературное чтение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Лицей №136» имени Героя Российской Федерации Сидорова Романа Викторовича

Календарно-тематическое планирование
по литературному чтению
для 4-в класса
на 2021 – 2022 учебный год

Составитель:
Фомина Анастасия Николаевна,
учитель начальных классов

Пояснительная записка

Данное календарно-тематическое планирование составлено на основе учебной программы «Литературное чтение» для 4 класса авторов Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В.
Календарно-тематическое планирование рассчитано на 136 учебных часов, 4 часа в неделю.

Материально-техническое обеспечение

- Литературное чтение.: учеб. для 4 кл. нач. шк.: в 2 ч/ сост. Л.Ф. Климанова и др./.-М.: Просвещение, 2013.
- Климанова Л. Ф., Уроки литературного чтения: метод. Пособие к учебнику «Литературное чтение 4 класс»/ Л. Ф. Климанова.-М.:Просвещение, 2013.
- медиа-диск диск «Литературное чтение» для 4 класса, Л.Ф.Климанова Интернет-ресурсы:
http://school-collection.edu.ru – коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Литературное чтение. Методические рекомендации . Л.Ф.Климанова. М.:Просвещение, 2013г.

Технические средства обучения

Классная доска с креплениями для таблиц.
Магнитная доска.
Персональный компьютер с принтером.
Ксерокс.
Интерактивная доска
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений в соответствии с программой обучения.
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по литературному чтению.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

Особенности класса

В данном классе учащиеся имеют разный уровень обученности по предмету «Литературное чтение», поэтому планирование построено исходя из принципов дифференциации и индивидуализации обучения. Уроки включают проектную и исследовательскую деятельность, практическую работу, работу в группах и в парах, самостоятельную работу с использованием различных форм само- и взаимопроверки.

Планируемые результаты по итогам обучения в 4 классе

Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
• эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
• эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;
сочувствовать другим людям, сопереживать;
• чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
• любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
• понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
• интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
• наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
• ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
• этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
• Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Регулятивные универсальные учебные действия
• самостоятельно формулировать тему и цели урока;
• составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
• Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
• вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
• пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
• извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
• перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
• пользоваться словарями, справочниками;
• осуществлять анализ и синтез;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения;
• Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
• высказывать и обосновывать свою точку зрения;
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• задавать вопросы.

Предметные результаты Планируемые результаты В результате изучения литературного чтения в 4 классе ученик научится
 Читать: Осознанно. Правильно. Целыми словами вслух не менее 75–80 слов в минуту и про себя; выразительно стихотворения, небольшие тексты (заранее подготовленные), используя выразительные средства (интонации, темп, паузы).
 Читать по ролям (инсценировать) небольшие литературные произведения.
 Подбирать рифмованные слова.
 Приводить примеры: произведений фольклора; произведений определенной тематики (о природе, о детях и др.) и их авторов; произведений разных жанров.
 Делить текст на связные логические части.
 Различать и сравнивать: произведения фольклора (малые формы, сказки); жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, басня).
 Кратко характеризовать: главную мысль произведения; тему и примерное содержание незнакомой книги по ее элементам (иллюстрации, оглавление).
 Определять на слух жанр произведения.
 Устанавливать последовательность событий знакомого произведения по перепутанным иллюстрациям.
 Пересказывать произведение по плану.
 Характеризовать: средства художественной выразительности в тексте – эпитеты. Сравнения; в стихах – звукозапись, рифму.
Составлять: небольшую аннотацию к прочитанному произведению; рассказ о прочитанном .

Планируемые результаты
В результате изучения литературного чтения в 4 классе ученик получит возможность узнать
-об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным;.
-об особенностях характеров героев в народной и авторской сказке;
-об особенностях былинного повествования, об основных героях русских былин;
-об особенностях жанра басни;
научится:
-заучивать наизусть 14-18стихотворений разных авторов;
-воспроизводить имена 4-5 классиков русской и зарубежной литературы, «мена 6-8 современных писателей (поэтов); названия и содержание их произведений, прочитанных в классе;
-читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; темп чтения 80-95 слов в минуту;
-различать малые жанры фольклора;
- находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в авторской литературе;
-отличать сказку о животных от басни; волшебную сказку от былины;
-характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
-выявлять авторское отношение к герою;
-рассказывать о любимом литературном герое;
-устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

IV КЛАСС (136ч.)

Продолжается работа с произведениями фольклора, с бы¬линами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произве¬дений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содер¬жание произведений.

Летописи. Былины. Жития

А.С. Пушкин "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда"? "И вспомнил Олег коня своего".
Былина. «Ильины три поездочки» Древнерусская литература. «Житие Сергия Радонежского».

Чудесный мир классики

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок».
А.С. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..».
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». «Ашик-Кериб».
Л.Н. Толстой «Детство».
Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень».
А.П. Чехов «Мальчики».

Поэтическая тетрадь
Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…».
А. Фет. «Бабочка», «Весенний дождь».
Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…».
А.Н. Плещеев «Дети и птичка».
И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…».
Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…».
И.А. Бунин «Листопад».
Литературные сказки
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».
П.П. Бажов «Серебряное копытце».
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
Делу время – потехе час
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».
В.Ю. Драгунский «Главные реки».
В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка».
В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».
Страна детства
Б.С. Житков «Как я ловил человечков».
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
М.М. Зощенко «Ёлка».
В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская».
С.А. Есенин «Бабушкины сказки».
М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».
Природа и мы
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
А.И. Куприн «Барбос и Жулька».
М.М. Пришвин «Выскочка».
Е.И. Чарушин «Кабан».
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
Поэтическая тетрадь
Б.Л. Пастернак «Золотая осень».
Д.Б. Кедрин «Бабье лето».
С.А. Клычкова «Весна в лесу».
Н.М. Рубцов «Сентябрь».
С.А. Есенин «Лебёдушка».
Родина
И.С. Никитин «Русь».
С.Д. Дрожжин «Родине».
А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске».
Б.А. Слуцкий «Лошади в океане».
Страна Фантазия
Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».
Кир Булычёв «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература
Д. Свифт «Путешествие Гулливера».
Г.-Х. Андерсен «Русалочка».
М. Твен «Приключения Тома Сойера».
С. Лагерлёф «Святая ночь». Сказания о Христе. «В Назарете».