вернутся назад поделится

ТРИЗ

Особенности использования

ТРИЗ технологии

Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у обучающихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе. В процессе обучения обучающиеся должны не только овладевать ЗУНами, но и развивать свои познавательные способности и творческие силы.
Для этого необходимо, чтобы в школе особое место занимало использование таких технологий, которые обеспечивают активное участие на уроке каждого ребёнка, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда.
Для активизации познавательной деятельности и повышения мотивации к учению на разных уроках эффективно используются технологии ТРИЗ.
Что же такое ТРИЗ?
Ответ прост – это уникальный инструмент для: поиска идей, выявления и решения многих творческих проблем, выбора перспективных решений, развития творческого мышления, формирования творческой личности. Каждый из нас не раз задавался вопросами:
Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех? Как дать стимул к творчеству? Чему я хочу научить своих учеников? ТРИЗ-технология – это педагогическое направление, целью которого является обучение навыкам решения творческих задач.
ТРИЗ – это
теория решения изобретательских задач, которая учит «раскрывать сознание»; это наука избавления от стереотипов. Идея создания программы ТРИЗ принадлежит Г. С. Альтшуллеру. (Генрих Саулович) Цель ТРИЗ-технологии - формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ-педагоги, это – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Актуальность применения ТРИЗ
Технология ТРИЗ соответствует требованиям ФГОС второго поколения. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход, который, в свою очередь, является одним из механизмов реализации данной технологии.
Применение ТРИЗ способствует формированию универсальных учебных действий:
- регулятивных УУД: прогнозирование, самоконтроль, саморегуляция;
- познавательных УУД: анализ и синтез объектов, сравнения, поиск информации;
- коммуникативных УУД: постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли;
- личностных УУД: самоопределение, смыслообразование.
Воспитательный потенциал ТРИЗ предполагает анализ любой ситуации, учѐт противоречий, поиск оптимального решения. Обучение детей методикам ТРИЗ подразумевает воспитание нравственности, т. к. каждая идея проверяется на нравственность и на возможность воплощения в реальных условиях.
Систематическое изучение тризовских методик и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности дошкольника. Ребята, умеющие применять методы и приемы ТРИЗ, обладающие нестандартным мышлением, более успешны в освоении знаний в разных видах деятельности. ТРИЗ - педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества.
Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения. Позволяют сделать и традиционное обучение развивающим.
ТРИЗ - педагогика помогает воспитать у детей стремление к самосовершенствованию.
Таким образом, мы видим большие возможности ТРИЗ-технологии для формирования УУД. Рассмотрим некоторые приёмы данной технологии (следует практическая часть)