вернутся назад поделится

Умники и умницы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА занятий внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления для учащихся 1-4-х классов «УМНИКИ И УМНИЦЫ»

Разработала:
Фомина Анастасия Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей № 136»

Пояснительная записка

Нормативно-правовая база.
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010) и программы курса «Юным умникам и умницам» автора О.А. Холодовой (Холодова О.А. Юным умникам и умницам. Программа курса «РПС». – М.: Москка РОСТ, 2012).
Назначение программы. Данный курс представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся начальных классов. Принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
на основе диагностических фактов у обучающихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции. Программа курса «Умники и умницы» направлена на решение этой проблемы.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли¬тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе¬ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре¬шать нестандартные задачи;
5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся;
6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Программа реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом, рассчитана на детей 7 - 11 лет; программа рассчитана на четыре года обучения, суммарное количество часов – 270 часов. В первом классе 66 часов (2 часа в неделю), во вторых - третьих классах 68 часов (2 часа в неделю), в четвертом классе 34 часа (1 час в неделю). Продолжительность занятий в первом классе – 35 минут, во втором – 40-45 минут, в третьих- четвертых классах – 45 минут.
Формы и методы работы.
Программа предусматривает проведение учебных занятий в различной форме:
1. Работа в парах.
2. Групповые формы работы.
3. Индивидуальная работа.
4. Самооценка и самоконтроль.
5. Взаимооценка и взаимоконтроль.
Формы организации деятельности:
• Конкурс.
• Игра.
• Путешествие.
Описание основных подходов, обеспечивающих взаимосвязь содержания урочной и внеурочной деятельности.
Содержание курса построено на междисциплинарной (интегративной) основе обучения с такими предметами как математика, информатика, русский язык. В ходе реализации программы осуществляется расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Основными принципами распределения материала являются:
• системность: задания располагаются в определенном порядке;
• принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
• принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
• увеличение объема материала;
• наращивание темпа выполнения заданий;
• смена разных видов деятельности.
На занятиях используются презентации к занятиям, электронные задания и тестовые работы, современное техническое оборудование в виде интерактивной доски, электронных учебных пособий «Учимся мыслить логически», «Графические диктанты».
Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство обучающихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью. В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 7-11 лет, часть - составлена автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения
- задания на развитие логического мышления.
Модель занятия включает этапы, развивающие познавательные способности учеников:
Рекомендуемая модель занятия в 1 классе такая:
«Мозговая гимнастика» (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
«Разминка» (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (15 минут).
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию. «Веселая переменка» (3-5 минут).
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
Построение предметных картинок, штриховка (15 минут).
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.
На занятия по РПС во 2 классе отводится 40 - 45 минут. Рекомендуемая модель занятия такая:
1) «Мозговая гимнастика» (2-3 минуты)
2) Разминка (3-5 минут)
3) Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (15 минут)
4) Веселая переменка (3-5 минут)
5) Логически-поисковые и творческие задания (10-15 минут)
Во 2 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций: умения делать заключения из двух суждений, умения сравнивать, делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые
задачи из комбинаторики. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
В занятия включаются задания «на группировку». Общий смысл таких задач заключается в поиске общих и отличительных признаков у различных предметов. На занятия по РПС в 3 классе отводится 45 минут. Рекомендуемая модель занятий такая:
1) «Мозговая гимнастика» (2 минуты)
2) Разминка (3-5 минут)
3) Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (10 минут)
4) Гимнастика для глаз (1-2 минуты)
5) Логически – поисковые задания (10 минут)
6) Веселая переменка (2-3 минуты)
7) Нестандартные задачи (10-15 минут)
Задачи, предлагаемые на этом этапе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.
На занятия по РПС в 4 классе отводится 45 минут. Рекомендуемая модель занятий такая:
1) «Мозговая гимнастика» (2 минуты)
2) Разминка (3-5 минут)
3) Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (10 минут)
4) Гимнастика для глаз (1-2 минуты)
5) Логически – поисковые задания (10 минут)
6) Веселая переменка (2-3 минуты)
7) Нестандартные задачи (10-15 минут)
Задачи, предлагаемые на этом этапе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи. Формируемые УУД.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
• Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
• В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
• Проговаривать последовательность действий.
• Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
• Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
• Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Слушать и понимать речь других.
• Читать и пересказывать текст.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
• описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
• выделять существенные признаки предметов;
• сравнивать между собой предметы, явления;
• обобщать, делать несложные выводы;
• классифицировать явления, предметы;
• определять последовательность событий;
• судить о противоположных явлениях;
• давать определения тем или иным понятиям;
• определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
• выявлять функциональные отношения между понятиями;
• выявлять закономерности и проводить аналогии. Планируемые результаты
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Планируется достижение первого уровня воспитательных результатов к концу первого класса, достижение второго уровня к концу третьего класса, достижение третьего уровня к концу 4 класса. Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
• Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О. А., Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
• Текущий:
 прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
 пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
 рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
 контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
• Итоговый контроль в формах  тестирование;
 практические работы;
 творческие работы учащихся;
 контрольные задания.
• Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
 степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
 поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
 результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
 косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п. Критерии оценки результатов тестов.
 80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
 60-80% - уровень выше среднего;
 50-60% - средний уровень;
 30-50% - уровень ниже среднего;
 меньше 30% - низкий уровень.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
• определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
• в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметных результатов:
Регулятивные УДД:
• определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
• проговаривать последовательность действий;
• учиться высказывать свое предположение (версию);
• учиться работать по предложенному педагогом плану;
• учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
• учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
• учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу; • учиться овладевать измерительными инструментами. Коммуникативные УДД:
• учиться выражать свои мысли;
• учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
• овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
• сравнивать предметы по заданному свойству;
• определять целое и часть;
• устанавливать общие признаки;
• находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
• определять последовательность действий;
• находить истинные и ложные высказывания;
• наделять предметы новыми свойствами;
• переносить свойства с одних предметов на другие.
• волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения.
• Слова – выражения приветствия, прощания.
• Понятие слово. Толковый словарь.
• Однозначные и многозначные слова Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам В результате изучения данного курса во втором классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
• учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
• учиться выражать свои мысли, аргументировать;
• овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
• учиться отличать факты от домыслов;
• овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
• формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
• овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
• перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
• находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
• развивать доброжелательность и отзывчивость;
• развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
• применять правила сравнения;
• задавать вопросы;
• находить закономерность в числах, фигурах и словах;
• строить причинно-следственные цепочки;
• упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
• находить ошибки в построении определений;
• делать умозаключения;
• распознавать виды текстов;
• редактировать тексты;
• работать со словарями;
• писать творческие изложения с языковым разбором;
• выделять фразеологизмы.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
• уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
• сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:
Регулятивные УДД:
• формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
• формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
• осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
• овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
• соблюдать нормы этики и этикета;
• овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УДД:
• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); • учиться аргументировать, доказывать;
• учиться вести дискуссию.
Предметными результатами изучения курса в третьем класса являются формирование следующих умений:
• выделять свойства предметов;
• обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
• сопоставлять части и целое для предметов и действий;
• описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
• приводить примеры истинных и ложных высказываний;
• приводить примеры отрицаний;
• проводить аналогию между разными предметами;
• выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
• рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам В результате изучения курса в четвертом классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
• развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
• формировать личностный смысл учения;
• формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметных результатов.
Регулятивные УДД:
• осваивать способы решения проблем поискового характера;
• определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
• осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
• познавательные УУД;
• осознанно строить речевое высказывание;
• овладевать логическими действиями:
обобщение, классификация, построение рассуждения;
• учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
• учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
• формировать мотивацию к работе на результат;
• учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:
• определять виды отношений между понятиями;
• решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
• находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
• устанавливать ситуативную связь между понятиями;
• рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
• решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».
Описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности Наличие технических средств обучения:
o Интерактивная доска;
o Мультимедийный проектор;
o Ноутбук:
o Документ – камера.